Упражнения для снятия сресса

Каждый год Единый Государственный Экзамен становится стрессом для большинства выпускников, их родителей, педагогов. ЕГЭ является испытанием для всех – это испытание способности ставить перед собой цели и достигать их, испытание умения принимать осознанные ответственные решения и справляться с эмоционально напряженной ситуацией экзамена. По своей сути ЕГЭ и ГИА является своеобразной проверкой знаний, социальной и психологической готовности школьников к постоянно меняющимся условиям современной реальности. 

Экзамен – это не просто проверка знаний, а проверка знаний в условиях стресса и непредсказуемого результата. 

Стресс – это общее напряжение организма, возникающее под воздействием чрезвычайного раздражителя. В этой связи, психологическая устойчивость старшеклассников является одним из важнейших качеств необходимым для успешной сдачи экзаменов.

Описание системы упражнений.  Обучение комплексу упражнений «Гимнастика мозга».

Упражнения для стабилизация и активация энергетического потенциала организма.

 Вода. (Как правило используется родниковая вода).

В начале занятий необходимо уделять большое внимание выработке правильного дыхания, что оптимизирует газообмен и кровообращение, вентиляцию всех участков лёгких, массаж органов брюшной полости; способствует общему оздоровлению и улучшению самочувствия. Оно успокаивает и способствует концентрации внимания.

Тренировка делает глубокое медленное дыхание простым и единственным, регулируемым непроизвольно.

По рекомендации А.Л.Сиротюк, А.В.Семенович и Л.С.Цветковой, дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самоанализу и другим заданиям. Как считает П.Деннисон и Г.Деннисон, основным является полное дыхание, то есть сочетание грудного и брюшного дыхания. Пока ребёнок не научился дышать правильно, рекомендуется попросить его положить одну руку на грудь, другую на живот для контроля за полнотой дыхательных движений.

Повышение эффективности выполнения дыхательных упражнений достигается благодаря использованию образного представления, подключая воображение, так хорошо развитого у детей. Например, возможен образ жёлтого или оранжевого тёплого шарика, расположенного в животе (соответственно надувающегося и сдувающегося в ритме дыхания). После усвоения ребёнком этих навыков можно переходить к упражнениям, в которых дыхание сочетается с движением. Такой тип дыхания оказывает мощное мобилизующее действие, быстро снимает психоэмоциональное напряжение.

Самомассаж.Во время стресса уровень адреналина повышается, происходит снижение электрических потенциалов в мембране нервных клеток. Упражнения повышающие энергию:

"Кнопки мозга"

Одна рука глубоко массирует «Кнопки Мозга» (в области мягких тканей под ключицами слева и справа от грудины), а другая прикасается к пупку.

Учебные инструкции

Активизирует мозг для

 «Кнопки Мозга» лежат под сонными артериями и стимуляция этих зон способствует насыщению крови кислородом, которая затем поступает в мозг. Когда человек кладёт свою руку на пупок, он переформировывает связи, влияющие на центр гравитации тела, балансирует сигналы идущие в полукружные каналы уха (центры равновесия в среднем ухе) и исходящие от них.

Это упражнение достаточно делать 1 минуту

Позитивные точки (точки стресса, 1 минута)

Обучающийся легко прикасается кончиками пальцев обеих рук к точкам, расположенным непосредственно над глазами на лбу ровно посередине между линией роста волос и бровей.

Активизирует мозг для

Учебные навыки

Связь поведения и позы тела

Позитивные точки – это точки, ответственные за баланс меридиана желудка. Люди очень часто испытывают стресс в области живота и это ведёт к болям в желудке и неврозу желудка. Упражнение «Позитивные точки» способствует увеличению потока крови из гипоталамуса к передним долям мозга, ответственным за рациональное мышление. Это предохраняет от ответной реакции «борьбы или избегания» и способствует формированию новой продуктивной реакции на ситуацию.

Оптимизация и стабилизация общего тонуса тела. Релаксация.

При выполнении специальных упражнений на релаксацию (полное расслабление), а также в начале, середине или конце занятия, когда необходимо сбросить накопившееся напряжение и восстановить силы, рекомендуется принять удобную позу, расслабившись и закрыв глаза, выполнить несколько циклов глубокого дыхания.

 «Крюки»

В упражнении «Крюки» замыкается цепь электрических процессов в теле и таким образом активизируется и концентрируется внимание и дезорганизованная энергия. Мозг и тело избавляются от избыточного напряжения, как только энергия начинает циркулировать через зоны, блокированные под влиянием чрезмерно сокращённых мышц. В этом упражнении поза тела – соединённые руки и перекрещенные ноги, напоминающие «8-ку», способствует свободному течению энергии по телу (часть 1 упражнения). Прикосновение кончиков пальцев друг к другу балансирует и объединяет работу двух полушарий (часть 2 упражнения).

Упражнение можно выполнять лёжа, стоя, сидя.

Учебные инструкции

Активизирует мозг для

Учебные навыки

Связь поведения и позы тела

«Вращения шеи» расслабляют мышцы шеи и снижают напряжение, возникающее из–за неспособности пересечь среднюю зрительную линию и работать в среднем зрительном поле. Вращайте головой только перед собой! Полные повороты головы назад не рекомендуются.

Учебные инструкции

Активизирует мозг для

Связь поведения и позы тела

Во время утомления люди автоматически прибегают к вращательным движениям шеи для того, чтобы оживить работу мозга.

«Энергетическое  зевание».

Следующее упражнение уменьшает кислородное голодание, усиливающее  негативное влияние стресса. Для борьбы с кислородным голоданием существует прием под названием «энергетическое  зевание». Зевать необходимо тем чаще, чем более интенсивной умственной деятельностью вы заняты. Зевание во время экзамена очень полезно. Как правильно зевать? Во время зевка обеими руками массировать круговыми движениями сухожилия (около ушей), соединяющую нижнюю и верхнюю челюсти. В этих местах находится большое количество нервных волокон. Для того чтобы оградить свой организм от кислородного голодания, достаточно 3-5 зевков

Упражнения из этого комплекса могут применяется,  как все вместе, так и по отдельности. Время проведения каждого упражнения  около 1 минуты, что очень удобно в условиях экономии времени в рамках сдачи ЕГЭ.

Движения, гармонизирующие работу левого и правого полушарий. 

Проблема, с которой сталкиваются школьники, попавшие в стрессовую ситуацию, - это нарушение гармоничной работы левого и правого полушарий головного мозга. Если доминирует одно из них - правое (образное) или левое (логическое), то у человека снижается способность оптимально решать стоящие перед ними задачи. Но можно восстановить гармонию, применить следующий прием: нарисовать на чистом листе бумаги косой крест, похожий на букву «Х», и несколько минут созерцать его.

Самовнушение.

Самовнушение: думайте о себе только положительно: «Я смогу, я добьюсь нужного результата!», «Я спокоен, Я уверен в себе, Я вспомню всё, что нужно».

Данный комплекс упражнений - надёжный и удобный материал не только для снятия уже случившихся стрессов, но и для профилактики возможных неудач в обучении и в жизни. Применяемый кинезиологический комплекс упражнений легко включается в канву фронтальных занятий, не требует больших временных затрат, прост в исполнении. Он не только активизирует мозговую деятельность, но и снимает напряжение, избавляет от фрустрации, восстанавливает работоспособность, способствует самоорганизации, самостоятельности личности, что очень важно при современном уровне жизни.