Нарушения поведения подростков. Конфликты и пути их решения.

Наиболее частые нарушения поведения у подростков

1.  Нарушение поведения – реакция отказа.

Главные причины нарушения:

1.Противодействие  родителей  в  общению  со  сверстниками,  реально или  предположительно оказывающих на них отрицательное воздействие.

2.  Запрещение  или  отстранение  от занятия любимым делом и т.д.

Формы проявления:  Отказ от общения, приёма пищи, выполнения домашних обязанностей или  уроков.  Подавленность,  печальность,  уход  от  общения  со  сверстниками  и  педагогами, нежелание идти на контакт.

2.  Нарушение поведения – реакция протеста (оппозиция).

Главные причины нарушения:

1.     Стремление привлечь к себе внимание родителей, заставить полюбить себя.

2.      Отсутствие в семье    позитивных форм поведения.

Формы проявления:Обычно в конфликтных ситуациях происходит ущемление самолюбия подростка, по его мнению, требования необоснованны и наказания неправомерны, как со стороны родителей, так и учителей. Реакция протеста может быть как активной, так и пассивной. Пассивная  форма может быть   замаскированная. Может проявляться: враждебность,  недовольство,  обида  на взрослого, утрата благоприятного эмоционального контакта.   Зачастую  при  общении  подросток  может  демонстративно  молчать,  при  этом,  не проявляя  явных  признаков  агрессивности  и  не  проговаривая  причин  своего  недовольства, что может значительно осложняет  процесс выявления реальной причины такого поведения и налаживание комфортных взаимоотношений.

Реакция  активного  протеста  проявляется  в  виде  непослушания,  грубости,  вызывающего, даже  агрессивного  поведения  в  ответ  на  конфликт. Как правило, подобная реакция возникает по отношению к тем лицам, которые являются для него  источником переживаний.

3.  Нарушение  поведения  –  реакция  активного  протеста  (сопровождается

двигательными «бурями»).

Главные причины нарушения: медицинские проблемы (  психопатия или с органическое поражение головного мозга).

Формы проявления: В гневе они крайне агрессивны, могут ломать мебель, склонны к вербальным формам агрессии (нецензурной брани). У них проявляются и вегетативные реакции (повышается потливость, лицо краснеет, пульс учащается, дыхание глубокое и частое). Активная форма протеста может проявляться в стремлении делать назло, оговаривать человека перед посторонними или учителями, выдавать его тайны, обижать близких ему людей или любимых животных.

4.  Нарушение поведения – реакция протеста (уход из дома).

Главные причины нарушений: Главная причина такого поведения подростка –стремление привлечь к себе внимание родителей, заставить полюбить себя.

Формы проявления: Подростки , как правило, не уходят далеко из дома, стараются попадать на глаза знакомым, чтобы на них обратили внимание и вернули домой. В поведении подростков демонстративность, стремление привлекать к себе внимание, шокировать своим поведением. В таком состоянии подростки, склонны к употреблению алкоголя, прогулам занятий, изменению своей внешности.

5.  Нарушение поведения – реакция имитации.

Главные причины нарушений: Стремление подражать кому-либо.

Формы  проявления:  Появление  у  подростка  немотивированной  скрытности,  лживости, неадекватности поступков.

6.  Нарушение поведения – реакция группирования со сверстниками.

Главные причины нарушений:Стремление группировки со сверстниками весьма присуще для  детей  подросткового  возраста.  Это  объясняется  психологическими  особенностями данной  возрастной  группы.  Как  правило,  в  группе  появляется  лидер,  который  может  быть как позитивным, так и негативным.

Формы  проявления:  Для  групп  с  негативным  лидером  свойственна  активная противоправная  и  криминальная  деятельность  с  вовлечением  в  свои  ряды  максимального количества членов.  

7.  Нарушение поведения – реакция на  стрессовую ситуации.

Главные причины нарушений:  Возникает вследствие перенапряжения нервной системы в связи с чрезмерными физическими и интеллектуальными нагрузками. Особенно явными эти состояния  становятся  в  период     итоговых  контрольных  работ  и,  как  правило,  ими страдают дети, не равнодушные к результатам учёбы и имеющие дополнительные учебные нагрузки (музыка, иностранные языки, и т.д.), стимулами появления неврозов могут быть и

разлады в семье, разводы, алкоголизация  родителей.

Формы  проявления:  Симптомами  появления  невротических  состояний  является повышенная возбудимость, раздражительность, плаксивость, утомляемость ребёнка, вялость, сонливость,  пассивность,  как  в  учебной , так  и  во  внеучебной  деятельности.  Проявлением неврозов  может  быть  речевая  патология  (заикание,  временная  немота),  нарушение  сна, повышенная возбудимость, энурез.

Типы конфликтов и способы их преодоления

1.  Конфликт неустойчивого родительского восприятия.

Подросток уже не ребенок, но ещё и не взрослый. Естественно,  что статус подростка в семье и  обществе  не  устоялся.  Ведёт  себя  иногда  как  взрослый,  то  есть  критикует,  требует уважения. Но иногда он, как ребенок,  –  все забывает, разбрасывает вещи и т.д. В результате положительные качества недооцениваются, зато выступают несовершенства.

Рекомендации родителям:

·        осознайте противоречивость своих чувств;

·        погасите в себе недовольство и раздражение;

·        объективно оценивайте достоинства и недостатки подростка;

·        сбалансируйте систему обязанностей и прав.

2.  Диктатура родителей.

Диктатура  в  семье  –  это  способ  контроля,  при  котором  одни  члены  семьи  подавляются другими.  Подавляется  самостоятельность,  чувство  собственного  достоинства.  Родители вторгаются на территорию подростков, в их душу.

Бесспорно,  родители  должны  и  могут  предъявлять  требования  к  ребенку,  но  необходимо принимать  нравственно  оправданные  решения.  Требования  сочетать  с  доверием  и  уважением.  Родители,  воздействующие  на  подростка  приказом  и  насилием,  неизбежно столкнутся  с  сопротивлением,  которое  чаще  всего  выражается  грубостью,  лицемерием, обманом, а иногда и откровенной ненавистью. Ребенок лишен права выбора, мнения, голоса и живет по принципу: «кто сильнее, тот и прав».

Рекомендации родителям:

·        не входите в комнату без стука или в отсутствие хозяина;

·        не трогайте личные вещи;

·        не подслушивайте телефонные разговоры;

·        оставьте за подростком право выбора друзей, одежды, музыки и т.д.;

·        не наказывайте физически, не унижайте.

3.  Мирное сосуществование – открытый конфликт.

В семье  царит  позиция невмешательства. Выглядит обстановка вполне благопристойно. Никто не  переступает  запрет.  У  каждого  свои  успехи,  проблемы,  победы.  Родители  испытывают гордость, поддерживая подобный нейтралитет. Думают, что такие отношения воспитывают самостоятельность, свободу, раскованность. В результате получается, что семья для ребенка

не  существует.  В  критический  момент  –  беда,  болезнь,  трудности,  –  когда  от  него потребуется участие, добрые чувства, подросток ничего не будет испытывать, так как это не будет касаться лично его. Воспитание без запретов, установка родителей на детскую «свободу» без конца и без края, устранение  тормозов,  ограничений  и  обязанностей  подчиняться  нравственному  долгу  или элементарным правилам общения в целом пагубно влияет на формирование личности.

Рекомендации родителям:

·        поменяйте тактику общения;

·         установите систему запретов и включитесь сами в жизнь подростка;

·        помогите ему участвовать в жизни семьи;

·        создайте семейный совет, на котором бы решались многие проблемы всей семьи.

4.  Конфликт опеки.

Опека  –  это забота, ограждение от трудностей,  участие. Подростки здесь безынициативны, покорны, подавлены. Впоследствии ребенок командует родителями, заставляя, как это было раньше,  выполнять  все  свои  желания. 

Эти  дети  несчастливы  в  среде сверстников, они не готовы к трудностям жизни, так как им никто, кроме близких, «стелить соломку» не станет.

Рекомендации родителям:

·         постарайтесь изменить свое поведение;

·        не отказывайтесь от контроля, но сведите опеку к минимуму;

·        не требуйте от ребенка правильных поступков, примите его таким, какой он есть;

·        помогайте, но не решайте за него все проблемы;

·         стимулируйте общение ребёнка со сверстниками;

·        дозируйте опеку, похвалу и порицание.

5.  Конфликт родительской авторитетности.

Детей  в  таких  семьях  воспитывают  кропотливо,  стараясь  сделать  из  них  вундеркиндов. Замечают любой промах, обращают на него внимание, наказывают неуважением. Проводят беседы на воспитательные темы, не давая возможности отстаивать свое мнение. Постоянно требуют  от  ребенка  совершенства. 

Ребенок чувствует себя неуверенно, его охватывает обида и ярость, но подросток понимает, что  бессилен.  Появляется  мысль  о  безысходности,  бессмысленности  собственной  жизни ( возможен суицид). Или же всё как на войне. Силы сторон (родителей и детей) практически становятся равными: на грубость – грубостью, на злорадство – злорадством и т.д.

Рекомендации родителям:

·        измените отношение к своему ребенку;

·        станьте терпимее к недостаткам подростка;

·        восстановите доверие и уважение ребенка к самому себе;

·        найдите и развивайте в ребенке те достоинства, которые свойственны его натуре;

·        не унижайте, а поддерживайте;

·        не вступайте в бесконечные споры, не допускайте молчаливой, «холодной» войны;

·        уверьте ребенка в том, что вы всегда будете его любить, что гордитесь тем-то и тем-то;

·        поймите, что ему трудно.

Оптимальный тип семьи – партнерство.

·         не  ограждайте  ребенка  от  горестей  и  радостей  взрослого  человека,  а  делайте соучастниками  ваших  переживаний.  Делайте  это  прямо,  смело,  давая  доступные разъяснения;

·        не запугивайте, не сгущайте краски, поделитесь своими надеждами;

·        все должно быть общее: и радость, и слезы, и смех;

·        равномерное участие во всех советах, решениях семьи;

·        ограничения  и  поощрения  обсуждаются  вместе,  ребенок  тоже  высказывает  свое  мнение.

Как общаться с ребенком, чтобы он доверял вам

 Дети  часто  отказываются  разделять  с  родителями  свои  внутренние  проблемы.  Дети научаются  тому,  что  говорить  с  родителями  бесполезно  и  даже  небезопасно.  Многие родители считают, лучший способ изменить ребенка,  –  это сказать ему, что в нем вам не нравится, и для этого широко используется критика, морализирование, приказы и уговоры.

Это ведет к тому, что ребенок отворачивается от родителей, перестает говорить с ними, свои чувства и проблемы держит при себе. Мало просто разговаривать с ребенком, важно то, как вы разговариваете с ним.

Например,  если  ребенок  говорит:  «Я  не  хочу  ходить  в  школу.  Все,  чему  там  учат  –  куча ненужных фактов. Можно и без них обойтись», а вы ему отвечаете: «Мы все тоже когда-то чувствовали то же самое по поводу школы – это пройдет».

Ребенок может «услышать» какое-либо (или все) скрытое сообщение:

  «Ты не считаешь мои чувства важными».

  «Ты не принимаешь меня с этими моими чувствами».

  «Ты чувствуешь, что дело не в школе, а во мне».

  «Ты не принимаешь меня всерьез».

  «Тебе все равно, что я чувствую».

Каковы же альтернативные ответы?

Один из наиболее эффективных способов ответа на сообщения ребенка о своих чувствах или проблемах  –  побуждение его сказать больше. Например:  «Расскажи мне об этом»,  «Я хочу услышать об этом», «Мне интересна твоя точка зрения», «Давай обсудим это», «Похоже, что это  важно  для  тебя».  Или  более  простые  фразы:  «Я  вижу»,  «Интересно»,  «Правда?», «Неужели?», «Не шутишь» и т.п.

Это дает ребенку понять, что его принимают и уважают как личность, его мнения и чувства важны  и  цены  для  васВыбирайте  верный  тон  и  не  отвечайте  безапелляционно     –  дети могут расценивать это как пренебрежение к своей личности. Учтите, что когда  человек  «выговаривается»  по  поводу  проблемы,  то  он  часто  находит  лучшее  ее решение.

Обращайте  внимание  не  только  на  то,  что  говорит  ребенок,  но  и  на  выражение  его  лица, жесты, позу.

Выражайте свою поддержку и поощрение не только словами. Это может быть ваша улыбка, похлопывание по плечу, кивок головой, взгляд в глаза, прикосновение к ребенку.

Помните:

1)  Вы  должны  хотеть  слышать  то,  что  говорит  ребенок.  Это  означает,  что  вы  хотите потратить время на слушание. Если у вас нет времени, вы должны сказать об этом.

2)  Вы  должны  искренне  хотеть  помочь  ему  в  его  проблеме  в  данное  время.  Если  вы  не хотите, подождите до тех пор, пока не захотите.

3) Вы должны искренне быть в состоянии принять его чувства, какими бы они ни были, и как бы ни отличались от ваших.

4) Вы должны иметь глубокое чувство доверия к ребенку в том, что он может стравляться со своими чувствами, искать решение своих проблем. Вы выработаете это доверие, наблюдая, как ваш ребенок решает свои проблемы.

5) Не нужно бояться выражения чувств.

6) Вы должны быть в состоянии  смотреть на ребенка как на человека, отдельного от вас  –уникальную личность, более не соединенную с вами.