Формирование учебной активности у будущего первоклассника

В начальной школе ребенок с помощью взрослых учится достигать успеха в учебной деятельности. Освоение новой для него позиции  учени­ка и формирование воли к преодолению трудностей дает ему важную привычку, которая пригодится и в будущей взрослой жизни, - «включе­ние» учебной активности всегда, когда это необходимо.

ЧТО ТАКОЕ УЧЕБНАЯ АКТИВНОСТЬ БУДУЩЕГО ПЕРВОКЛАССНИКА?

 С поступлением в школу ребенок встречается с новым для себя видом  активности - учебной. Конечно, он уже в дет­ском саду знакомится с ней, но в дошкольном возрасте основным источником развития выступает игровая деятель­ность - она занимает основную часть времени. В школе же эту функцию начинает выполнять деятельность учебная. Именно че­рез нее у ребенка происходит разви­тие личности и познавательной сферы. Важно помнить, что учеба - это первая продуктивная деятельность ребенка. Можно назвать ее предпо­сылкой к трудовой деятельности в бу­дущей взрослой жизни. Действительно, ребенок осваивает знания и умения, необходимые для жизни в обществе.

Посещение ребенком школы не гарантирует появления у него учебной активности. Чтобы это произошло, необходимы определенные шаги, которые должен сделать ребенок сам или с помощью взрослых.

Первый шагэто освоение позиции школьника.

Что включает позиция школьника?

Умение слышать учителя, т.е. не только воспринимать то, что он говорит, но и осуществлять действия, которые требуются от школьника. Это называют умением выполнять инструкции или принимать правила урока и следовать указаниям учителя. Одним детям трудно сосредоточиться на инструкции, и это называется невнимательностью, другим- сложно справиться со своим «хочу делать по своему».

Наличие у ребенка стремления справляться с учебными трудностями, т.е наличие желания и старания выполнить тяжелое задание, даже если придется пробовать несколько раз, просить помощи взрослого, не бросать начатое дело.

 Умение  не только отвечать, но и выслушивать других. А это не так интересно, как говорить самому, - нужно заставить себя подождать, пока учитель спросит, даже если ребенок знает ответ, который просто срывается с языка.   Необходима  большая работа как педагога, так и самих детей, чтобы дети  научились при­нимать во внимание интересы друг друга. Важно и умение слушать то, что скажет одноклассник, иначе материал урока будет восприниматься с большим трудом. К при­меру, учитель часто просит детей несколько раз повторить прави­ло, чтобы они его лучше запомнили. Тот, кто в это время будет играть с линейкой или отвлекаться на что-то еще, а не слушать ребят, правило на уроке не выучит, и ему придется это делать дома.

 Фундамент формирования позиции школьника  - это особенность взаимодействия с ребенком в семье до школы.Оптимальное   взаимодействие в семье, которое обеспечивает ребенку баланс между необходимостью приспосабливаться к тре­бованиям и правилам взрослых и возможностью заявлять открыто о своих желаниях, т. е. между «надо» и «хочу».

Второй шаг-развитие воли ребенка.

Часто воспитатели в детском саду, а затем и педагоги в школе жа­луются родителям на ребенка: не сидит спокойно, не доделывает задание до конца, выкрикивает с места, разговаривает с соседом на уроке.

Истоки волевого поведения лежат в более раннем детстве. Уже на третьем году жизни у малышей обнаруживается самообладание. Оно заключается в отказе от чего-либо приятного, а также в решимости сделать нечто неприятное, если это необходимо. Это первое самостоятельное проявление ребенком силы воли.

С 4 лет развивается контроль своих действий. На 4-5-м году жизни у детей проявляется послушание, обусловленное пробуж­дающимся у них чувством обязанности и чувством вины перед взрослым, если ребенок не выполнил то, что от него требовалось.

В старшем дошкольном возрасте ребенок делает в волевом раз­витии большой шаг вперед: начинает брать на себя обязанности и действовать из сознания необходимости довести дело до конца. Однако, как говорилось выше, настоящий рывок в волевом развитии приходится на младший школьный возраст. При каких условиях он возможен и что могут сделать родители в этом на­правлении?

Два компонента воли

Воля - многогранное понятие. Обычно в ней выделяют два компо­нента:

1) умение сдерживать непосредственные импульсы и же­лания в связи с требованиями социального окружения, т. е. со­знательное управление своими действиями;

2) умение совершать волевое усилие, мобилизоваться  в трудной ситуации, доводить дело до конца.

Одна из главных трудностей, с которой сталкиваются де­ти, особенно активные, - невозможность высказаться на уроке, когда хочется. Действительно, когда ребенок знает ответ, он тянет руку, но в классе много учеников, и приходится ждать, когда до него дойдет очередь. Активиста начинают ругать за вы­крики: «Ты не один в классе», - и есть вероятность того, что он пе­ренаправит свою энергию от учебы на что-либо другое, например щипание за бок своего соседа.

Необходимо развивать не абстрактную «силу воли», а кон­кретные компоненты воли, причем делать это поэтапно. Ни в ко­ем случае нельзя пропустить зачатки мотивации ребенка к про­явлению волевого поведения. 

Начальный этап развития воли - тренировочный: ребенку дают игровые задания, с которыми он может успешно справиться и проявить волевое поведение. Главное - помочь ребенку  поверить, что он способен  выполнить предложенные задания . И только после этого можно переходить к стимулированию ребенка проявлять данный аспект волевого поведения в реальной жизни. Когда оно автоматизируется, можно «запускать» следующий аспект по той же схеме - постановка цели, мотивирование, тренировка, под­ведение итогов, т. е. поощрение ребенка, постоянная фиксация его маленьких побед. Конечно, не стоит ожидать быстрых резуль­татов. Контроль взрослых за проявлением волевого поведения от 1-го к 4-му классу должен снижаться, но не исчезать полностью. Следует учитывать, что ребенку гораздо труднее подчиниться требованию не делать что-либо, чем указанию делать что-то дру­гое. Поэтому взрослым целесообразнее выражать свои требо­вания не в негативной, а в позитивной форме: «Ты уже большая девочка, покажи, как ты это умеешь делать».

Также важно, что групповой (командный) соревновательный мотив стимулирует проявление силы воли в большей мере, чем индивидуальный. Поэтому если в семье несколько детей, можно придумать игровые соревновательные формы развития воли.

Важный  второй компонент воли - умение совершать волевое усилие, мобилизоваться в трудной ситуации, доводить дело до конца. Действительно, в школе ребенок встретится с разными учебны­ми заданиями. Одни ему будут интересны, он легко их выполнит и получит похвалу взрослого.

Для выработки сильной воли первое и основное правило -доводить начатое дело до конца.

Освоение ребенком позиции школьника и развитая воля ребенка способствует развитию учебной активности первоклассника.

По материалам журнала «Справочник педагога-психолога» №7,2016 г.