Первый раз в первый класс,или совсем другая жизнь

 

Уважаемые родители!

Вы наверняка часто читали о возрастных кризисах, наиболее широко обычно описывается подростковый, но почему-то все забывают о том, что один из самых сложных и переломных моментов в жизни ребёнка – это период поступления в школу, с которым связан кризис 7-ми лет.

Следует отметить, что, пожалуй, в жизни ребенка нет больше ни одного момента, когда бы так резко и координально менялась его жизнь, как при поступлении его в школу. Между дошкольным детством и началом школьной жизни пролегает гигантская пропасть, и в один миг ее не одолеть, даже если малыш посещал детский сад и подготовительные занятия при школе. Начало школьной жизни – серьезное испытание для детей, так как оно связано с резким изменением всего образа жизни ребенка.

У первоклашки появляется масса новых обязанностей: он должен ежедневно посещать школу, выполнять домашнее задание, собирать свой портфель, слушаться учителя, соблюдать дисциплину во время учебного процесса. Более того, у ребёнка появляется широкий круг социальной коммуникации, и большинство из его нового окружения – дети, тоже переживающие кризис.

 Не стоит перегружать первоклашку дополнительными занятиями, кружками и секциями. Всё это успеется, когда адаптация к школе будет успешно пройдена. Сейчас самая важная задача – не убить в ребёнке желание учиться. Поднимайте его самооценку, хвалите, много хвалите школьника – лишней похвала не бывает. Также, объясните ребёнку, что оценки не являются мерилом его «хорошести». Плохие отметки не будут катастрофой, любой человек имеет право ошибаться и не понимать что-то, но при этом, несмотря на любую, даже неудовлетворительную оценку, ребёнок всегда будет оставаться хорошим и самым любимым для родителей ребёнком. Это – то знание, которое каждый родитель должен донести до своего первоклашки, чтобы избежать пониженной самооценки и синдрома отличника. На данный момент, психологическое здоровье гораздо важнее, чем 5 по математике.

Чтобы кризис 7 лет протекал безболезненнее, не принуждайте ребёнка делать то, что он не хочет, сделайте так, чтобы он захотел. Именно в этом и заключается искусство воспитания – ребёнок должен хотеть жить по тем правилам, которые диктует ему жизнь. Меньше критикуйте, больше хвалите, учите ребёнка замечать собственные достижения и изменения в учебной деятельности.

Как и в любом возрастном и жизненном кризисе, самое важное – внимательность и поддержка родных. Если родители установили контакт с классным руководителем, много общаются и разговаривают с собственным ребёнком, выслушивая его, понимая и поддерживая, то особых проблем с адаптацией к школе не возникнет. В любом случае, помните, что Вы всегда можете обратиться за помощью к квалифицированному психологу, который поможет справиться с трудным возрастным периодом и подберёт индивидуальную стратегию поведения, исходя из особенностей семьи и социальной среды.

Итак, подведем итоги:

  • Режим. Одним из основных факторов, позволяющих сохранить работоспособность, отодвинуть утомление, является рациональная организация режима дня.
  • Сразу скажите ученику, что выполнение домашнего задания — это зона его ответственности. Да, вы готовы помогать, объяснять, выслушивать, оценивать, но вы не несете ответственности за результаты учебного года. Никогда не выполняйте ничего за ребенка. Это очень важно и определяет ведущие мотивы учебной деятельности, формирующиеся в начальной школе на все последующие годы.
  • Не торгуйтесь: "Если ты сделаешь, то…". Это порочная практика – у ребенка выработается неверное представление о цели его учебы, и он может начать думать, что учась, делает вам одолжение, за которое вы ему "платите" игрушками, сладостями или возможностью делать то, что ему хочется. Кроме того, условие, которое вы ставите ему, может неожиданно оказаться невыполнимым вне зависимости от ребенка, и вы окажешься в сложной ситуации – либо быть последовательным родителем до конца, и тем самым несправедливым по отношению к ребенку, либо нарушить свое "родительское слово".
  • Не требуйте от ребенка, чтобы он сразу после школы садился за уроки. Перерыв в 2-3 часа ему просто необходим. А еще лучше, если ваш первоклашка поспит полтора часика – это лучший способ восстановить умственные силы. Помните, что лучшее время, для приготовления уроков – с 15 до 17 часов.
  •  Не заставляйте его делать все уроки в один присест. После 15-20 минут занятий лучше делать 10-15-минутные "переменки", и лучше, если они будут подвижными.
  • Определите, что самое трудное для первоклассника: письмо, чтение, математика, запоминание и предлагайте начинать с таких заданий. Для развития навыков планирования можно использовать доску, например, перед выполнением домашнего задания можно написать в какой последовательности мы будем работать. Договоритесь, что сегодня планируете вы, завтра — он.
  • Выработайте единую тактику общения с первоклассником всех взрослых в семье. А свои разногласия по поводу того, что "педагогично", а что нет – решайте без него. Если что-то не получается, посоветуйтесь с учителем, школьным психологом, почитайте соответствующую литературу. Не надо думать, что все решится само собой.
  • Не стесняйтесь подчеркивать, что вы им гордитесь.
  • Сравнивайте ваше чадо только с ним самим, а не с другими детьми. Говорите: «У тебя стало лучше получаться», «На прошлой недели мы делали похожее задание вместе, а теперь ты смог разобраться самостоятельно». Вы вселяете уверенность в вашего ребенка, что он сможет справиться с любой проблемой.
  • Учтите, что даже "совсем большие" дети (как часто можно слышать в обращении к 7-8-летним: "ты уже большой!") любят сказку на ночь, песенку или ласковое "поглаживание". Все это успокаивает малыша. Помогает снять напряжение, накопившееся за день, спокойно уснуть. Старайтесь не напоминать ему перед сном о неприятностях, не выяснять отношения, не обсуждать завтрашнюю контрольную и т.п. Завтра новый день, и в ваших руках сделать все, чтобы он был спокойным, добрым и радостным.
  • Помогая ребенку осваивать учебу, больше сосредоточьтесь на процессе, чем на результате, как бы вам ни хотелось хороших отметок и похвал. Понаблюдайте насколько ребенку понятно то, что он делает, предлагайте ему проговаривать вслух .Показывайте, как можно делать или рассуждать, если ребенку трудно, советуйтесь, ищите варианты решения проблем вместе.

Самое главное, понимайте, если не вы, то кто?