Памятка для учителя Типология специфических ошибок письма при дисграфии

 

Симптоматика дисграфии

Основными симптомами дисграфии являются специфические (не связанные с применением орфографических правил) ошибки, которые носят стойкий характер, и, возникновение которых не связано с нарушением интеллектуального или сенсорного развития ребёнка или с нерегулярностью его школьного обучения.

Выделяются три группы специфических ошибок:

Ошибки на уровне буквы и слога.

1. Пропуск свидетельствует о том, что ученик не вычленяет в составе слова всех его звуковых компонентов.

Например: «снки»-санки; «кичат»-кричат

Пропуск нескольких букв в слове есть следствие более грубого нарушения звукового анализа, приводящего к искажению и упрощению структуры слова.

Например: «бт»-брат; «девча»-девочка.

2. Перестановки букв и слогов являются выражением трудностей анализа последовательности звуков в слове. Слоговая структура слов при этом может сохраняться без искажений.

Например: «чунал»-чулан; «плюшегово»-плюшевого; «корвом»-ковром.

Наиболее часты перестановки в словах, имеющих стечение согласных.

Например: «довр»-двор; «барт»-брат.

3. Вставки гласных букв наблюдаются обычно при стечении согласных (особенно, когда один из них взрывной).

Например: «шекола»-школа; «девочика»-девочка; «ноябарь»-ноябрь; «дуружно»-дружно.

4. Смешение букв указывает на то, что пишущий выделил в составе слова определённый звук, но для его обозначения выбрал несоответствующую букву. Это может иметь место при:

По акустико-артикуляционному сходству смешиваются следующие фонемы:

По кинетическому сходству:

5. Персеверации (застревание):

6. Антиципации (упреждение, предвосхищение):

Возможна персеверация и антиципация слога (и даже слова)-«стутупали»-ступали», «спуспуклись»-спускались, «мелго мелкой рыбы»-много мелкой рыбы.

Ошибки на уровне слова.

1. Раздельное написание частей слова наблюдается чаще всего в следующих случаях:

2. Слитно обычно пишутся служебные слова (предлоги, союзы) с последующим или предыдущим словом- «ветки елии сосны», «кдому», «надерево».

Нередки случаи слитного написания двух самостоятельных слов и более- «быличудные дни», «кругомтихо», «идётработа»

3. Смещение границ слов, включающие одновременно слияние смежных слов и разрыв одного из них-«у дедмо Рза»-у деда Мороза, «врекепе тя»-в реке Петя поймал

4. Контаминации (объединение элементов)-«лептбау»-лепят бабу, «блзм»-была зима, «мишкпаркилрит»-в мешке подарки для ребят.

5. Морфемный аграмматизм является отражением в письме трудностей анализа и синтеза частей слов. Ошибки обнаруживаются в операции словобразования:

Ошибки на уровне предложения.

1. Отсутствие обозначения границ предложений-заглавных букв и точек-«гуси вышли изадвора пошли на пруд встали на берик посмотрели на пруд на пруду водынету».

2. Аграмматизмы проявляются в нарушении связи слов: