О способностях и их развитии

 Один мой друг – большой артист,

                                                                Играет с юных лет.

                                                                Другой – ученый, он готов

                                                                Познать весь белый свет.

                                                                А третий – музыкой пленен,

                                                                Четвертый, видит Бог,

                                                                Поэт, его стихи зимой

                                                                В сердцах растопят лед.

                                                                Они – способны; говорят:

                                                                «У них таланты есть».

                                                                А как развить их ? – вот вопрос,

                                                                Ответ ищите здесь.

                                                                                            Н.Козырева

Способности это свойства личности, позволяющие ей успешно выполнять какую — либо деятельность. Они складываются из умений, знаний и навыков ,  возможности применять знания в нестандартной ситуации,  быстроты и качества выполненной работы.

Формирование способностей

Типы способностей

Специальные и общие способности сосуществуют  в человеке одновременно, взаимно дополняя  и развивая  друг друга.

Одновременно выделяют следующие виды способностей.

Теоретические и практические способности обеспечивают успешность деятельности индивида либо в сфере абстрактно-логических размышлений, либо в сфере конкретно-практических занятий. В первом случае индивид проявляет себя, например, в качестве специалиста в области теоретической физики, во втором — в качестве физика-экспериментатора.

Учебные и творческиеспособности свидетельствуют о наличии у индивида качеств, которые обеспечивают ему либо высокое умение усваивать имеющиеся в мире знания, либо создание новых оригинальных знаний.

Коммуникативныеспособности обеспечивают успешное взаимодействие человека с людьми через процессы общения. Высокие коммуникативные способности открывают дорогу индивиду, например, в сферу дипломатии, управления персоналом, там, где успех деятельности в значительной мере определяется стратегией взаимодействия с собеседниками.

Уровни способностей

Выделяют следующие виды одаренности:

Выделяют также виды одаренности в соответствии с различными областями знания (математическая, литературная).

Сравнивая талант и гениальность, учёные ( И.Акимов, В.Клименко ) отмечают, что продукт деятельности таланта- оригинальность, а гениальности – простота. Гений появляется не вдруг. Он рождается из таланта, из многолетнего труда, приобретающего качественно новые формы.

В основе гениальности всегда лежат природные задатки. Гениальных людей, по сравнению  с талантливыми, не так уж и много. Их имена знает весь мир: М.В. Ломоносов, А.С.Пушкин, Менделеев Д.И. и многие-многие другие гениальные  личности, принёсшие славу России, признанные во всём мире.

Существует ещё одна классификация уровней способней, в основу которой положен способ деятельности человека.

Таким образом, способности играют важную роль в деятельности человека. Важно с раннего детства взрослым увидеть способности и развивать их в ребёнке, нужно совершенствовать способности в течение всей жизни, добиваться более высоких результатов,  стремиться к движению  вперёд.

Показатели способностей:

Пути развития способностей:

Развитие способностей в семье.

Приведенные ниже этапы взяты из книги «Одаренный ребенок»(13).

1. Первый этап – игровой. На этом этапе внимательные родители играют роль и учителей, и наставников, и великодушных героев, являясь примером для подражания. Ребенок лишь «играет» со своими способностями, примеряя к себе разные виды занятий и увлечений.

   Детей может интересовать абсолютно все или, наоборот, что-то одно, но первоначальное увлечение может померкнуть при столкновении с первыми трудностями. Поэтому девиз родителей на этой стадии: неторопливость, спокойствие, рассудительность.

2. Второй этап – индивидуальность.

Этот этап, как правило, приходится на школьные годы, хотя есть дети, способности которых четко проявляются значительно раньше. На этом этапе большую роль играют семейные традиции. Так, например, в семьях цирковых артистов малыши буквально с пеленок начинают выступать вместе с родителями и, минуя этап игры, включаются в жизнь артистов, постепенно привыкая к ежедневной работе. Дальнейшая творческая судьба таких детей предопределена. Но это скорее исключение, чем правило.

Большинство детей школьного возраста поступают в какой-нибудь кружок, секцию или студию, и тогда у ребенка появляются наставники, которые работают с ним уже индивидуально. Быстрота его успехов является наградой для учителей. Для этой стадии характерно то, что взрослые постоянно приспосабливаются к ребенку, постигающему свой талант.

Если дети вдруг перестают делать заметные успехи, родители считают виноватым педагога и пытаются его замерить. Следовательно, на этом этапе индивидуальный наставник играет главную роль. Он даже может подчинить распорядок всей семьи распорядку юного дарования, то есть родители очень тесно взаимодействуют с наставником. На этой стадии ребенок уже обычно проявляет желание трудиться и достигать высоких результатов.

3. Третий – этап роста. Ребенок нуждается уже в более квалифицированном педагоге, который становится основным судьей его успехов. Родители занимают подчинительную позицию, их роль сводится к моральной и материальной поддержке. На этом этапе для поддержания желания трудиться и достигать результатов, очень важны конкурсы, концерты или соревнования, проходящие вне дома. Родители теперь выступают в роли зрителей.

4. Четвертый – этап мастерства.

На этом этапе подросток, если он действительно талантлив, обгоняет своих сверстников, а иногда и наставников и превращается в настоящего мастера в избранной сфере. Подобное случается редко и достигают таких высот единицы.

Родителям надо быть очень осторожными на этой стадии, чтобы не привести ребенка к «звездной болезни».

     Вывод:

Как бы не возрастала со временем значимость наставника, педагога, их задача – рост профессионального мастерства. Задача же родителей – воспитание,  умение понимать, сопереживать и просто любить ребенка, независимо от его дарований.

    Заканчивая вопрос о развитии способностей, нужно сказать еще и о таких немаловажных факторах, как макросреда и профориентация.

Макросреда – это общество, в котором родился и живет человек. И, естественно, наиболее благоприятной является та ситуация когда общество проявляет заботу о развитии способностей у своих членов, уделяя внимание совершенствованию системы образования, а также в развитии системы профессиональной ориентации подрастающего поколения. Профориентация – выбор жизненного пути и профессиональное самоопределение. Впервые с этим понятием мы сталкиваемся в школе, когда нам предлагают заполнить специальные тесты. Они позволяют выявить определенные способности человека к той или иной деятельности, помогая тем самым найти свой путь в выборе профессии.

    Таким образом, способности – это прижизненные образования, развитие которых идет в процессе индивидуальной жизни, а среда и воспитание активно их формируют.                                                                

Б.М. Теплов говорил: «Способности не могут существовать иначе, как в постоянном процессе развития. Способность, которая не развивается, которой на практике человек перестает пользоваться, со временем утрачивается».