Если дети воруют

Каждый родитель мечтает видеть своего ребенка самым счастливым, умным и честным. Но что делать, если надежды не оправдываются, и его чадо растет не аккуратным и благовоспитанным ребенком, а неуправляемым и трудным? Родители вдруг сталкиваются с такими проблемами, о которых раньше и подумать было страшно, и снова перед ними встает, пожалуй, самый древний родительский вопрос: «Откуда это все берется?».

В педагогике существует понятие, как «детское воровство». Оно отличается от «взрослого» тем, что ребенок не может еще в полной мере осознать, насколько он плохо поступает.

Большинство родителей при воспитании детей допускают ошибку, оценивая поведение ребенка масштабами взрослого. И ни в какой другой сложной воспитательной ситуации не проявляется это так ярко, как в случаях воровства.

Детское воровство относится к так называемым «стыдным» проблемам. Все родители хотя бы один раз сталкиваются с этой проблемой, чаще всего им неловко говорить на эту тему, нелегко признаться, что их ребенок совершил ужасный поступок – украл деньги или присвоил чужую вещь. Отсюда – внимание! – ворующий ребенок – далеко не потерянный, и нет еще повода для угрызений и тревог. Надо просто знать об этом.

Воровство в детском возрасте не болезнь, но симптом заболевания. И это заболевание душевного порядка. Именно на этом должно быть сосредоточено внимание родителей (Х. Райнпрехт, 2006). Анализируя поступки детей, можно выделить три наиболее часто встречающиеся причины воровства (М. Кравцова, 2002).

Первая причинаворовства (самая распространенная) – сильное желание владеть понравившейся вещью, связана с детской импульсивностью (А. Фенько, 2002). Ребенок может украсть потому, что это сделать очень легко, а удержаться от соблазна, наоборот, трудно. Также он хорошо понимает, что совершает нехороший поступок, но сила искушения так велика, что он не может устоять. Всем маленьким детям тяжело контролировать свои желания, единственное, что может остановить – это страх наказания. Если же он уверен, что никто не заметит его проступка, бесполезно требовать от него «сознательности». Даже если он знает, что нельзя брать чужое, он может непроизвольно «стащить» понравившуюся ему вещь.

Произвольное поведение, подчинение социальным нормам, обычно формируется к 6 – 7 годам, но у некоторых детей с этим могут возникнуть трудности, они более подвижны, возбудимы, им трудно сдерживать свои желания. Импульсивных детей следует строго контролировать и приучать к ответственности. Такой ребенок никогда не совершит поступка, за которым следует наказание. Поэтому нельзя делать вид, что ничего не произошло. Если ребенок взял что-либо, то сама по себе процедура выяснения обстоятельств кражи, извинения и возвращения похищенного достаточно болезненна. Неприятное воспоминание от такого разбирательства поможет ребенку в следующий раз удержаться от соблазна.

Вторая причинаворовства – психологическая неудовлетворенность ребенка, который включает множество мотивов. Прежде всего, это связано с нарушением родительской привязанности. Детям кажется, что их не любят родители и мало обращают на них внимания. Воровство здесь может быть оценено как месть и наказание родителей за то, что не уделяют внимания ребенку.

В этом случае дети воруют для того, чтобы привлечь внимание родителей. Деньги или купленные на них сладости и вещи они могут воспринимать как символическое замещение родительской любви. В этом случае детские кражи говорят о том, что ребенок не получает достаточного внимания или что отношения в семье напряженные, и супруги объединяются вместе только перед лицом «общей опасности» — воровством.

В тех случаях, дети, которые с помощью воровства добиваются внимания родителей, шумные скандалы и строгие наказания лишь убеждают в правильности избранной ими стратегией.

Третьей причинойдетского воровства является неразвитость нравственных представлений и воли. Когда в семье не хватает самостоятельности, и родители не передают ему ответственность, тогда он находит деструктивный способ самоутверждения – украсть. Эти дети начинают воровать, чтобы не чувствовать своей неполноценности, чтобы убедить самих себя и окружающих в своей хитрости, ловкости, смелости и «крутизне».

Воровство также может быть потребностью пережить острые ощущения, поскольку в семье существуют чрезмерные требования к послушанию, правильному поведению. Воровство, как способ самоутверждения тоже является свидетельством неблагополучия ребенка, он таким образом хочет обратить на себя внимание, завоевать чье-либо расположение различными угощениями или красивыми вещами. Э. Х. Давыдова отмечает, что условием счастья такие дети называют хорошее отношение к ним родителей, одноклассников, наличие друзей и материального достатка.

Часто целью ребенка, крадущего деньги, становится подкуп ровесников, которые готовы общаться с ним, только если у него есть сладости и игрушки. В этом случае, причиной воровства является одиночество ребенка в кругу сверстников, его неумение строить с ними дружеские и приятельские отношения.

Подросток может красть по требованию своей группы. В этом случае прекратить кражи можно только оторвав его от асоциальной компании.

Кража может быть интересным приключением для скучающего, ничем не занятого ребенка. Это свидетельствует о том, что в обычной жизни он не находит применения своим силам. «Лечение» такого ребенка сводится к тому, чтобы освободить его от излишней опеки, дать ему возможность применить собственные силы в борьбу за свою жизнь и благополучие.

Следует затронуть еще один немаловажный момент, связанный с проблемой воровства (М. Кравцова, 2002).

Воровство – это такое явление в нашей жизни, с которым ребенку рано или поздно придется столкнуться, как бы взрослые ни старались оградить его от подобных неприятностей: либо его обсчитают в магазине, либо стащат что-нибудь из кармана, либо позовут в соседний сад за яблоками. И каждый родитель должен быть готов к вопросу: «Почему этого делать нельзя? Почему другие делают так – и ничего?»

Причины, которые заставляют ребенка воздержаться от кражи должны быть прямо противоположны тем, что побуждают его к ней. Воровать не будут, во-первых, те дети, у которых в достаточной степени развиты воля и нравственные представления; во-вторых, те, кто умеет сдерживать свои желания, в-третьих, эмоционально благополучные дети.

Профилактика возникновения воровских чувств и наклонностей может быть осуществлена только в раннем возрасте. Опыт показывает, что «выбивать» такие качества в более поздних периодах детства бывает затруднительно. Например, полностью исправлять уже состоявшегося вора-подростка чаще всего невозможно. В лучшем случае, даже если он в дальнейшем перестает воровать, у него в сознании останется модель воровства с его полезными, приятными, выгодными атрибутами – соблазн к воровству, который он может подавлять, иногда временно, иногда надолго, а иногда и на всю жизнь, но эта единожды созданная и испытанная модель остается навсегда, готовая нести службу почти в любое время.

Отсюда вывод – для воспитания ребенка без воровских наклонностей, уже в раннем детстве необходимо создать у него в сознании «антимодели воровства» — отвращение к воровству, непринятие таких действий, чувство стыда за подобные поступки.

Завершить статью хотелось бы «золотыми» словами американского психолога Дороти Лоу Нолт, которые нужно помнить каждому родителю.

Литература

  1. Андреева Т. В. Семейная психология: Учебное пособие. – СПб.,2004
  2. Давыдова Э. Х. Детское домашнее воровство как объект исследования и психотерапии// Школа здоровья. 1991, № 1.
  3. Ермолаева М. В. Психология развития: Методическое пособие (серия Библиотека психолога). – М.: Московский психолого-социальный институт, 2004
  4. Коломинский Я. Л. Социальная психология школьного класса. Минск: 2003
  5. Кравцова М. М. Если ребенок берет чужие вещи. М.: 2002
  6. Фельдштейн Д. И. Возрастная и педагогическая психология. Избранные психологические труды. (серия Библиотека психолога) – М.: МПСИ 2002
  7. Фенько А. Почему дети воруют //Первое сентября, 2006
  8. Шипицина Л. М. Психология детского воровства: Учебное пособие. – СПб: Речь 2007
  9. http//www/supermoms.ru
  10. Nolte D. L. Childern Learn What They Live. NY.,1954

социальный педагог СП «Чертаново» ЦПМСС «Взаимодействие» Хохулина И.Ф.