Что надо помнить общаясь с подростком

Подсказки для родителей.

1.     Согласитесь  с  беспокойством  и  неудовольствием.  Это  возраст,  полный  противоречий  и беспокойства.  Ничего  ненормального  нет  в  том,  что  поведение  подростка  изменчиво  и непредсказуемо,  что  он  мечется  от  крайности  к  крайности,  любит  родителей  и одновременно ненавидит их и т.д.

2.     Избегайте попыток казаться слишком понимающим. Избегайте таких высказываний как «Я  отлично  понимаю,  что  ты  чувствуешь».  Подростки  уверены,  что  они  неповторимы, уникальны в своём роде. Их чувства  –  это даже для них самих что-то новое, личное. Они видят  себя  как  сложных  и  таинственных  существ,  и  они  искренне  огорчены,  когда  в глазах других их переживания выглядят простыми и наивными.

3.     Различайте  согласие  и  разрешение,  терпимость  и  санкционирование.  Родители  могут терпимо относиться к нежелательным поступкам детей (например, новая прическа)  –  то есть поступкам, которые не были санкционированы, не поощрялись родителями.

4.     Разговаривайте и действуйте как взрослый. Не соперничайте с подростком, ведя себя, так как  он,  используя  молодежный  жаргон.  Подростки  нарочно  принимают  стиль  жизни, отличный  от  стиля  жизни  их  родителей,  и  это  тоже  составляет  часть  процесса формирования их личности. Так начинается их отход от родителей.

5.     Одобряйте подростка и поддерживайте его сильные стороны. Ограничьтекомментарии, относящиеся  к  дурным  сторонам  характера  подростка.  Напоминание  о  недостатках может  сильно  затормозить  общение  подростка  с  родителем.  Многоэтапной  задачей родителя  является  создание  таких  отношений  и  предоставление  подростку  такого жизненного опыта, которые будут укреплять характер и создавать личность.

6.     Избегайте  акцентировать  слабые  стороны.  При  обнаружении  другими  слабых  сторон характера  подросток  чувствует  боль.  А  если  причина  этой  боли  –  родители,  то  она дольше не проходит.

7.     Помогите  подростку  самостоятельно  мыслитьНе  усиливайте  зависимость  от  вас. Говорите  языком,  который  поможет  развить  независимость:  «Это  твой  выбор»,  «Сам реши этот вопрос», «Ты можешь отвечать за это», «Это твоё решение». Родители должны подводить  детей  к  самостоятельному  принятию  решений  и  учить  сомневаться  в правильности мнений ровесников.

8.     Правда  и  сочувствие  рождают  любовь.  Не  торопитесь  вносить  ясность  в  те  факты, которые, по вашему мнению, были извращены. Родители, скорые на расправу, не научат уважать  правду.  Некоторые  родители  излишне  торопятся  точно  сообщить,  где,  когда  и почему  они  были  правы.  Часто  подростки  встречают  такие  заявления  упрямством  и злобой.  Таким  образом,  иногда  и  правда  превращается  в  смертельное  для  семейных отношений оружие, если единственная цель – это докопаться до истины.

9.     Уважайте  потребность  в  уединении,  в  личной  жизни.  Этот  принцип  требует  некоторой дистанции, что может показаться для некоторых родителей невозможным.

10. Избегайте  громких  фраз  и  проповедей.  Попробуйте  разговаривать,  а  не  читать  лекции. Избегайте заявлений типа  «Когда я был в твоем возрасте…»,  «Это  меня ранит больше, чем тебя…».

11.   Не навешивайте ярлыков.  «Ты глупая  и ленивая. Никогда ничего не добьёшься». Такое «навешивание»  ведет  к  тому,  что  предсказание  исполняется  само  собой.  Ведь  дети склонны соответствовать тому, что о них думают родители.

12.   Избегайте  неоднозначных  высказываний.  Обращение  родителя  к  подростку  должно содержать  одну  информацию:  понятный  запрет,  доброжелательное  разрешение  или открытую возможность сделать выбор.

13.  Избегайте  крайностей:  давать  полную  свободу  так  же  неверно,  как  и  «закручивать гайки».

14.     Сохраняйте чувство юмора.

 

Что не надо делать родителям?

  Нельзя  унижать  ребёнка,  придумывать  ему  клички,  прозвища,  зло  высмеивать, иронизировать, акцентировать внимание на ошибках, просчётах, неудачах.

  Нельзя угрожать: лишением любви, заботы, суровым наказанием.

  Нельзя злоупотреблять нравоучениями:  во-первых, дети с трудом воспринимают фразы, состоящие  более  чем  из  восьми  слов,  а  во-вторых,  короткие  указания  обладают конкретным эффектом.

  Нельзя  злоупотреблять  обещаниями:  ребёнок  живёт  настоящим,  а  обещание  –  это будущее, легко пообещать – выполнить трудно.

  Нельзя  чрезмерно  опекать:  по  мере  взросления  должна  расти  и  самостоятельность,  ибо каждого из нас в большей степени формирует то, что мы делаем сами, а не с нами.

  Нельзя  требовать  немедленного  повиновения:  нужно  время,  чтобы  принять  требуемое, чтобы подумать, как его выполнить, а возможно, найти лучший вариант.

  Нельзя требовать того, что не соответствует возрасту и возможностям ребёнка: поэтому надо знать, изучать своего ребёнка, а он меняется.

  Нельзя  лишать  ребёнка  права  оставаться  ребёнком:  пусть  будет  в  нём  всё  то,  что свойственно ребёнку; помните, что образцовый ребёнок  –  это несчастный ребёнок, он не может быть самим собой.

  Нельзя приклеивать ребёнку ярлыки: «Он у меня застенчивый», «Он у меня трусливый» и т.д.

  Нельзя сравнивать ребёнка с другими детьми: такого, как ваш, ни у кого нет.

  Нельзя  наказывать  дважды  за  одно  и  то  же:  ищите  объяснения,  почему  повторяется проступок.

  Нельзя  говорить  плохо  о  ребёнке  в  присутствии  других  людей:  щадите  самолюбие ребёнка; лучше поговорить о плохом наедине и без  свидетелей, так будет больше шансов на то, что ситуация изменится.

  Нельзя бесцеремонно проникать в уголки личной жизни ребёнка: он имеет право на свой интимный мир; ведите себя так, чтобы он сам приоткрыл часть его.

  Нельзя строить воспитание на запретах:  вспомните  –  запретный плод сладок, к тому же, если запрет исходит от родителей, у ребёнка возникает злость на весь мир.

Как следует обращаться родителям с подростком?

  Помните,  что  подросток  по-прежнему  нуждается  в  вашем  участии,  но  уже  в  качестве партнёра,  поэтому  разговаривайте  с  ним  на  равных,  в  том  числе  совместно  планируйте семейный бюджет, способ проведения досуга.

  Выделяйте деньги на карманные расходы.

  В конфликтных ситуациях высказывайтесь после ребёнка, причём, выслушивайте его, а не просто слушайте, что и как он говорит.

  Объясните,  что  поступки,  как  правило,  влекут  за  собой  последствия,  поэтому  надо соотносить одно с другим.

  Учите  ребёнка  достойно  переносить  огорчения,  неприятности  и  потери,  разъяснив необходимость тех или иных ограничений, в том числе и в семье.