Памятка для педагогов:Психологическая помощь в образовательном учреждении несовершеннолетним,склонным к суицидальному поведению

ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования»

Психологическая помощь в образовательном учреждении несовершеннолетним, склонным  к суицидальному поведению

 В ситуации суицидального риска основные шаги педагогов и специалистов образовательной организации направлены на решение следующих задач:

 

Оказание кризисной помощи.

Целью кризисной помощи является: снятие эмоционального напряжения и частичная дезактуализация суицидальных установок, поэтому используются техники выслушивания, эмоциональной поддержки.

Как педагогу построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

 Основная задача педагога при разговоре с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).

 В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.

Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии:

Чего делать не следует:

 Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки:

1.      Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;

2.      Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось

3.      Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»

4.      Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг

5.      Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».

 В ситуации высокого суицидального риска предупреждение несовершеннолетнего о том, что педагог должен сообщить об этом его родителям.

 При наличии суицидальных намерений ученик должен быть направлен (родителям рекомендуют обратиться) к специалисту суицидологу (психиатру, врачу психотерапевту,  медицинскому психологу) для более точного определения его состояния и оказания психологической помощи, а в случае необходимости и фармакологической помощи.

Куда обратиться.

Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8–800–2000–122.

Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.

Телефон доверия «Ребенок в опасности» 8(814-2)59-46-77 работает круглосуточно.

По данному телефону можно сообщить о правонарушениях, совершенных в отношении детей и подростков.

Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09–00 до 18–00 по рабочим дням) 8–800–250–00–15.

Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.

Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216–50–50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).

Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.

ГБУЗ РК «РПНД»экстренная психологической помощи  «Телефон доверия»  8905 2999 635 с 9-00до 16-30 в рабочие дни на звонки отвечают медицинские психологи.

Детско-подростковое отделение оказывает помощь: консультативную (в т..ч. анонимную), лечебно-диагностическую, профилактическую. Заведующий отделением – Макарова Ирина Павловна 9-905-2999-183, запись на прием каждый четверг  с 9 до 18 8-905-2999-283. http://www.rpnd.ru/strukturnie_podrazdeleniya_/dpo/.

ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования»8(8142) 78-43-87.

Оказание психолого-педагогической помощи детям, родителям с детьми и педагогам

МЧС России

Единый номер спасения: 112

Скорая медицинская помощь: 03/103