Памятка для педагогов:Психологическая помощь в образовательном учреждении несовершеннолетним,склонным к суицидальному поведению
ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования»
Психологическая помощь в образовательном учреждении несовершеннолетним, склонным к суицидальному поведению
В ситуации суицидального риска основные шаги педагогов и специалистов образовательной организации направлены на решение следующих задач:
- сбор, уточнение информации о ребенке. При наличии подозрения на возможный риск развития суицидального поведения, дополнительный сбор информации (родители, одноклассники, учителя, разговор с обучающимся);
- оказание кризисной помощи. При подтверждении подозрений о возможном наличии риска развития суицидального поведения необходимо сообщить об этом школьному педагогу-психологу и совместно с ним информировать родителей о наличии возможного риска, а также рекомендовать обратиться к профильным специалистам;
- взаимодействие с социальным окружением с целью нормализации условий жизнедеятельности ребенка. При необходимости, совместно с педагогом-психологом продолжать отслеживать динамику социально-психологического состояния обучающегося и оказывать ему эмоциональную, психолого-педагогическую поддержку.
Оказание кризисной помощи.
Целью кризисной помощи является: снятие эмоционального напряжения и частичная дезактуализация суицидальных установок, поэтому используются техники выслушивания, эмоциональной поддержки.
Как педагогу построить разговор с ребенком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.
Основная задача педагога при разговоре с ребенком, находящимся в кризисном состоянии, – первичное прояснение ситуации и мотивирование на обращение к специалисту (школьному педагогу-психологу, иным специалистам).
В задачи педагога не входит оказание психологической помощи; однако при возникновении ситуации суицидального риска (в т.ч. при суицидальной попытке) на территории школы педагог может оказаться единственным наиболее близким обучающемуся взрослым человеком и должен будет предпринять действия по снижению суицидального риска. Для таких случаев ниже описаны основные принципы и примеры построения беседы с человеком, находящимся в кризисном (тяжелом эмоциональном) состоянии.
Основные принципы разговора с человеком, находящимся в кризисном состоянии:
- постараться нормализовать собственное эмоциональное состояние: исключить у себя панику и другие осложняющие реакции;
- уделять все внимание собеседнику, смотреть прямо на него, расположившись удобно, без напряжения напротив него (не через стол);
- вести беседу так, будто вы обладаете неограниченным запасом времени и важнее этой беседы для вас сейчас ничего нет. В процессе беседы целесообразно не вести никаких записей, не посматривать на часы, не выполнять какие-либо «попутные» дела;
- учитывать, что нотации, уговаривания, менторский тон речи не эффективны и вредны (это лишь убедит подростка, что взрослый, который с ним разговаривает, его не понимает);
- нельзя приглашать на беседу подростка через третьих лиц (лучше сначала встретиться как бы невзначай, обратиться с какой-либо несложной просьбой или поручением, чтобы был повод для встречи). При выборе места беседы главное, чтобы не было посторонних лиц (никто не должен прерывать разговор, сколько бы он ни продолжался);
- дать возможность собеседнику высказаться, не перебивая его, и говорить только тогда, когда перестанет говорить он.
Чего делать не следует:
- никогда не провоцируйте собеседника, например: «Ты этого не сделаешь». Такие ответы могут его заставить пожалеть о беседе, даже подтолкнуть к реализации своего намерения;
- никогда не показывайте, что Вы шокированы заявлением собеседника;
- не дебатируйте по поводу недопустимости самоубийства.
Структура разговора и примеры фраз для первичного прояснения намерений и оказания эмоциональной поддержки:
1. Начало разговора: «Мне показалось, что в последнее время ты выглядишь расстроенным, у тебя что-то случилось?»;
2. Прояснение намерений: «Бывало ли тебе так тяжело, что не хотелось жить/хотелось, чтобы это все поскорее закончилось?»
3. Активное слушание. Пересказать то, что собеседник рассказал вам, чтобы он убедился, что вы действительно поняли суть услышанного и ничего не пропустили мимо ушей: «Правильно ли я понял(а), что …?»
4. Расширение перспективы: «Давай подумаем, какие могут быть выходы из этой ситуации? Как ты раньше справлялся с трудностями? Чтобы ты сказал, если бы на твоем месте был твой друг?»
5. Нормализация, вселение надежды: «Иногда мы все чувствуем себя подавленными, неспособными что-либо изменить, но потом это состояние проходит».
В ситуации высокого суицидального риска предупреждение несовершеннолетнего о том, что педагог должен сообщить об этом его родителям.
При наличии суицидальных намерений ученик должен быть направлен (родителям рекомендуют обратиться) к специалисту суицидологу (психиатру, врачу психотерапевту, медицинскому психологу) для более точного определения его состояния и оказания психологической помощи, а в случае необходимости и фармакологической помощи.
Куда обратиться.
Всероссийский Детский телефон доверия (бесплатно, круглосуточно) 8–800–2000–122.
Психологическое консультирование, экстренная и кризисная психологическая помощь для детей в трудной жизненной ситуации, подростков и их родителей.
Телефон доверия «Ребенок в опасности» 8(814-2)59-46-77 работает круглосуточно.
По данному телефону можно сообщить о правонарушениях, совершенных в отношении детей и подростков.
Горячая линия «Дети Онлайн» (бесплатно, с 09–00 до 18–00 по рабочим дням) 8–800–250–00–15.
Консультирование взрослых по вопросам: как оградить детей от негативного контента, преследования, шантажа, домогательства в Интернете.
Горячая линия Центра экстренной психологической помощи МЧС России (бесплатно, круглосуточно): 8 (499) 216–50–50 (при звонке из другого города или страны оплачивается междугородняя связь).
Психологическое консультирование взрослых по различным вопросам: острые кризисные ситуации, вопросы личностного развития, семейные или профессиональные проблемы.
ГБУЗ РК «РПНД»экстренная психологической помощи «Телефон доверия» 8905 2999 635 с 9-00до 16-30 в рабочие дни на звонки отвечают медицинские психологи.
Детско-подростковое отделение оказывает помощь: консультативную (в т..ч. анонимную), лечебно-диагностическую, профилактическую. Заведующий отделением – Макарова Ирина Павловна 9-905-2999-183, запись на прием каждый четверг с 9 до 18 8-905-2999-283. http://www.rpnd.ru/strukturnie_podrazdeleniya_/dpo/.
ГБОУ РК «Центр диагностики и консультирования»8(8142) 78-43-87.
Оказание психолого-педагогической помощи детям, родителям с детьми и педагогам
МЧС России
Единый номер спасения: 112
Скорая медицинская помощь: 03/103