Показатели развития детей 6-7 лет
Анатомо-физиологические особенности
Седьмой год жизни — продолжение очень важного целостного периода в развитии детей, который начинается в пять лет и завершается к семи годам. На седьмом году продолжается становление новых психических образований, появившихся в пять лет. Вместе с тем дальнейшее развертывание этих образований создает психологические условия для появления новых линий и направлений развития. В шестилетнем возрасте идет процесс активного созревания организма. Вес ребенка увеличивается в месяц на 200 граммов, рост на 0,5 см, изменяются пропорции тела. В среднем рост 7-летних детей равен 113—122 см, средний вес — 21—25 кг. Области мозга сформированы почти как у взрослого. Хорошо развита двигательная сфера. Продолжаются процессы окостенения, но изгибы позвоночника еще неустойчивы. Идет развитие крупной и особенно мелкой мускулатуры. Интенсивно развивается координация мышц кисти. Общее физическое развитие тесно связано с развитием тонкой моторики ребенка. Тренировка пальцев рук является средством повышения интеллекта ребенка, развития речи и подготовки к письму.
Социальное развитие:
- Умеют общаться со сверстниками и взрослыми, знают основные правила общения;
- Хорошо ориентируются не только в знакомой, но и в незнакомой обстановке;
- Способны управлять своим поведением(знают границы дозволенного, но нередко экспериментируют, проверяя, нельзя ли расширить эти границы);
- Стремятся быть хорошими, первыми, очень огорчаются при неудаче;
- Тонко реагируют на изменение отношения, настроения взрослых.
Организация деятельности:
- Способны воспринимать инструкцию и по инструкции выполнять задание, если поставлены цели и четкая задача действий;
- Могут планировать свою деятельность, а не действовать хаотично, методом проб и ошибок, однако алгоритм сложного последовательного действия самостоятельно выработать еще не способны;
- Способны сосредоточенно, без отвлечений работать по инструкции 10-15 минут;
- Способны оценить в общем качество своей работы;
- Способны самостоятельно исправить ошибки и вносить коррекцию по ходу деятельности.
Речевое развитие:
- Способны правильно произносить все звуки родного языка;
- Способны к простейшему звуковому анализу слов;
- Обладают хорошим словарным запасом (3,5-7 тыс. слов);
- Грамматически правильно строят предложения;
- Умеют самостоятельно пересказывать знакомую сказку или составить рассказ по картинке;
- Свободно общаются со взрослыми и сверстниками(отвечают на вопросы, задают вопросы, умеют выражать свою мысль);
- Способны передавать интонацией различные чувства;
- Способны использовать союзы и приставки, обобщающие слова, придаточные предложения.
Интеллектуальное развитие:
- Способны к систематизации, классификации и группировке процессов, явлений, предметов, к анализу простых причинно-следственных связей;
- Проявляют самостоятельный интерес к животным, природным объектам и явлениям, наблюдательны, задают много вопросов;
- С удовольствием воспринимают любую новую информацию;
- Имеют элементарный запас сведений и знаний об окружающем мире.
Развитие внимания:
- Способны к произвольному вниманию, однако устойчивость его еще невелика(10-15 минут) и зависит от условий работы и индивидуальных особенностей ребенка.
Развитие памяти и объем внимания:
- Количество одновременно воспринимаемых объектов невелико (1-2);
- Преобладает непроизвольная память, продуктивность непроизвольной памяти, резко повышается при активном восприятии;
- Способны к произвольному запоминанию (умеют принять и самостоятельно поставить задачу на запоминание и проконтролировать ее выполнение при запоминании как наглядного, так и словесного материала; значительно легче запоминают наглядные образы)
- Способны овладеть приемами логического запоминания;
- Не способны быстро и часто переключать внимание с одного объекта, вида деятельности на другой.
Развитие мышления:
- Наиболее характерно и эффективно наглядно-образное и действенно-образное мышление;
- Доступна логическая форма мышления.
Зрительно-пространственное восприятие:
- Способны различать пространственное расположение фигур, деталей в пространстве и на плоскости ( над- под, на- за, перед -возле, сверху -снизу и т.п.);
- Способны различать и выделять простые геометрические фигуры (круг, овал, квадрат, ромб и т.п.);
- Способны к классификации фигур по форме, величине;
- Способны различать и выделять буквы и цифры, написанные разным шрифтом;
- Способны мысленно находить часть от целой фигуры, достраивать фигуры по схеме, конструировать фигуры из деталей.
Зрительно-моторные координации:
- Способны срисовывать простые геометрические фигуры, пересекающиеся линии, буквы, цифры с соблюдением размеров, пропорций, соотношений штрихов.
Слухо- моторные координации:
- Способны различать и воспроизводить несложный ритмический рисунок;
- Способны выполнять под музыку ритмические(танцевальные) движения.
Личностное развитие, самосознание и самооценка:
- Способны осознавать свое положение в системе отношений со взрослыми и сверстниками;
- Стремятся соответствовать требованиям взрослых, стремятся к достижениям в тех видах деятельности, которые они выполняют;
- Самооценка в разных видах деятельности может существенно отличаться;
- Не способны к адекватной самооценке, она в значительной степени зависит от оценки взрослых (педагога, родителя).
Мотивы поведения:
- Интерес к новым видам деятельности;
- Интерес к миру взрослых, стремление быть похожими на них;
- Познавательные интересы;
- Установление и сохранение положительных взаимоотношений со взрослыми и сверстниками;
- Мотивы личных достижений, признания, самоутверждения.
Произвольность:
- Способны к волевой регуляции поведения;
- Способны проявлять настойчивость, преодолевать трудности.