Подготовка ребенка к началу школьного обучения
Рекомендации для родителей.
Подготовка ребенка к началу школьного обучения.
Ваш ребенок скоро станет школьником. У вас появятся новые заботы, радости, возможно огорчения. Огорчений будет значительно меньше, если ребенок подготовлен к новой трудовой деятельности – учебной. Школа с 1 класса предъявляет учащимся довольно высокие требования, и ребенок, впервые переступивший порог школы, должен отвечать этим требованиям. Без сформированных у него определенных навыков и умений первокласснику очень трудно будет войти в ритм работы современной школы и не отстать от других учеников класса. Успешность обучения зависит от качества и уровня подготовленности. Как и чем, Вы можете помочь малышу?
Необходимо воспитывать у ребенка готовность к обучению, развивать математические представления, развивать внимательность, работоспособность, познавательные интересы и активность.
Вспомните, как он рос – начинал двигаться, слушать, говорить. Ваша работа с ребенком должна быть последовательной и разносторонней.
- Первое направление– развитие общей и мелкой моторики: закаливание, физ. зарядка, танцы под музыку, обивание ритма по образцу, игры с мозаикой, с любыми безопасными мелкими предметами (пуговицы, крупа, палочки); рисование, лепка, конструирование.
- Второе направление– расширение объема знаний об окружающем мире. Как называется этот предмет или явление? Какой смысл у этого слова? Как одним словом назвать группу похожих чем – то предметов и что у них общее? (посуда, обувь, транспорт и т.д.) Научите смотреть на предмет и выделять его части, правильно их называть. Научите различать предметы по форме, размеру, цвету, расположению в пространстве относительно ребенка и относительно друг друга.
- Третье направление– тренировка вынимания и памяти, Что интересного видел ваш ребенок в течение дня в саду, на улице, по телевизору. Читайте и обсуждайте русские народные сказки, заучивайте наизусть небольшие стихи и загадки. С любыми домашними предметами можно проводит игры типа: «Что изменилось?», «Чего не стало?», « Что поменялось местами?», «Кто или что лишнее?».
- Четвертое направление– развитие математических знаний. Считайте с ребенком все, что вас окружает; сравнивайте, чего больше, на сколько больше или меньше. Число предметов соотносите с цифрой. Заучивайте прямой и обратный счет. Учите придумывать задачи и задавать вопросы.
- Пятое направление– развитие мышления. Проводите упражнения и игры типа: «Назови одним словом», «Продолжи ряд», «Назови или покажи лишнее слово или предмет – пусть ребенок объясняет, почему он так думает. Учите рассуждать об увиденном, услышанном, придумывайте свой конец к знакомым сказкам. Наблюдая за явлениями природы, учите ребенка запоминать времена года, части суток, дни недели. Учите рассуждать, используя его небольшой опыт.
При подготовке Вашего ребенка к школьному обучению, кроме хорошего уровня знаний об окружающем, развития психических функций (памяти, внимания, мышления), необходимо формировать у него желание учиться, терпение, самостоятельность. Успех в учебе во многом зависит от умения общаться, устанавливать контакт со сверстниками и со взрослыми (быть приветливым, доброжелательным, уметь подавлять импульсивные желания, контролировать поведение). Все выше перечисленное зависит от уровня развития эмоционально – волевой сферы Вашего ребенка.
Для развития эмоционально – волевой сферы у ребенка:
- Обращайте внимание на то, как ребенок проявляет свои чувства, какие эмоции у него наиболее преобладают;
- Анализируйте с ребенком эмоции окружающих людей (просите проговорить эмоциональные состояния свои и окружающих), используя фразы: «Я чувствую, что ты недоволен», «Мне очень обидно (грустно), потому, что ты…»;
- Учите ребенка ощущать и сравнивать эмоциональные ощущения, определять их характер (приятно, неприятно, беспокойно, удивительно, страшно и т. п.), замечать их у других людей и выбирать соответствующую линию поведения и общения.
У детей лучше, чем у взрослых развита интуитивная способность улавливать чужое эмоциональное состояние, поэтому важно не упустить это благодатное время для развития у ребенка эмпатии, сострадания, доброты, общительности.
В поведении и процессе деятельности помогите ребенку научиться определять конкретные цели своих поступков:
- Предвидеть конечный результат своих действий;
- Уметь отвечать за свои поступки;
- Доводить начатое дело до конца.
При общении со своим ребенком как можно чаще используйте тактильный контакт (поглаживание) и не забывайте поощрять его, создавайте чувство успеха.
Обсуждайте с ребенком прочитанные книги, просмотренные фильмы, учите высказывать свое мнение и обосновывать его.
Ребенок дошкольного возраста обладает поистине огромными возможностями развития и способностями познавать. В нем заложен инстинкт познания и исследования мира.
Родители первые и самые важные воспитатели ребенка. Помогите ребенку развивать и реализовать свои возможности.
Не жалейте затраченного времени. Оно многократно окупится.
Ваш ребенок переступит порог школы с уверенностью, учение для него будет не тяжелой обязанностью, а радостью, и у вас не будет оснований расстраиваться по поводу его успеваемости.
Чтобы ваши усилия были эффективными, воспользуйтесь следующими советами:
- Не допускайте, чтобы ребенок скучал во время занятий. Если ребенку весело учиться, он учиться лучше. Интерес – лучшая из мотиваций, он делает детей по настоящему творческими личностями и дает им возможность испытывать удовлетворение от интеллектуальных занятий!
- Повторяйте упражнения. Развитие умственных способностей определяется временем и практикой. Если какое-то упражнение не получается, сделайте перерыв, вернитесь к нему позднее или предложите ребенку более легкий вариант.
- Не проявляйте излишней тревоги по поводу недостаточных успехов и недостаточного продвижения вперед или даже некоторого регресса.
- Будьте терпеливы, не спешите, не давайте ребенку задания, превышающие его интеллектуальные возможности.
- В занятиях с ребенком нужна мера. Не заставляйте ребенка делать упражнение, если он вертится, устал, расстроен; займитесь чем – то другим. Постарайтесь определить пределы выносливости ребенка и увеличивайте длительность занятий каждый раз на очень небольшое время. Предоставьте ребенку возможность иногда заниматься тем делом, которое ему нравиться.
- Дети дошкольного возраста плохо воспринимают строго регламентированные, повторяющиеся, монотонные занятия. Поэтому при проведении занятий лучше выбирать игровую форму.
- Развивайте в ребенке навыки общения, дух сотрудничества и коллективизма; научите ребенка дружить с другими детьми, делить с ними успехи и неудачи: все это пригодиться в социально сложной атмосфере общеобразовательной школы.
- Избегайте неодобрительной оценки, находите слова поддержки, чаще хвалите ребенка за его терпение, настойчивость и т.д. Никогда не подчеркивайте его слабости в сравнении с другими детьми. Формируйте у него уверенность в своих силах.
А самое главное постарайтесь не воспринимать занятия с ребенком как тяжелый труд, радуйтесь и получайте удовольствие от процесса общения, никогда не теряйте чувство юмора. Помните, что у вас появилась прекрасная возможность подружиться с ребенком.
Итак, успехов вам и больше веры в себя и возможности своего ребенка!
Желаем удач!