Что должны знать родители о нарушении письма у ребенка?
Уважаемые родители, вашему вниманию предоставляется памятка, в которой вы сможете больше узнать о такой проблеме, как диграфия.
Что такое дисграфия? Этот вопрос приходит самым первым в голову.
Дисграфия—это нарушение овладения письмом, проявляющиеся в особенных стойких часто повторяющихся ошибках.
Дисграфию на письме можно увидеть. Она проявляется в стойких часто повторяющихся ошибках, которые никак не связаны с правилами русского языка. Основной особенностью этих ошибок является то, что они допускаются там, где написание слов не вызывает затруднении, где произношение и написание совпадают и все звуки хорошо слышны.
Наиболее обоснованной и используемой сейчас в современной логопедии для выявления нарушения письма, является классификация Р.Е. Лалаевой
В классификации Лалаевой выделяются 5 основных форм дисграфии.
- Дисграфия на почве нарушения фонемного распознавания (акустическая)– при данной форме дисграфии ребенок заменяет буквы, которые сходны в фонематических признаках (звонкость-глухость, твердость -мягкость). В устной речи таких замен нет.
- АРТИКУЛЯТОРНО –АКУСТИЧЕСКАЯ–при данном виде дисграфии ребенок пишет так как слышит и ошибки в устной речи переходят в письменную.
- ДИСГРАФИЯ, ОБУСЛОВЛЕННАЯ НЕСФОРМИРОВАННОСТЬЮ ЯЗЫКОВОГО АНАЛИЗА И СИНТЕЗА-при данной форме дисграфии появляются ошибки, в которых проявляется несформированность фонематического(звуко-буквенного) анализа: увеличение либо уменьшение количества звуков, букв или слогов, последовательность при написании, позиция буквы или звука в слове.
- ОПТИЧЕСКАЯ, которая проявляется в трёх вариантах: 1) замена букв по оптическому сходству; 2) зеркальность; 3) пропуск букв, обусловленное забыванием образа буквы (в основном заглавные буквы).
- АГРАММАТИЧЕСКАЯ–проявляется в аграмматизмах на письме; наблюдаются ошибки на замены суффиксов и приставок, могут быть пропуски суффиксов или приставок, могут быть ошибки согласования, которые проявляются в неправильных окончаниях.
Ошибки, наиболее часто встречающиеся на письме:
- недописывание элементов букв(связано с недоучетом их количества): Л вместо М; Х вместо Ж и т.д.;
- добавление лишних элементов;
- пропуски элементов, особенно при соединении букв, включающих одинаковый элемент;
- зеркальное написание букв.
На что стоит обратить особое внимание:
- Если Ваш ребенок левша.
- Если он- переученный правша.
- Если Ваш ребенок посещал логопедическую группу.
- Если в семье говорят на двух или более языках.
- Если Ваш ребенок слишком рано пошел в школу(неоправданно ранее обучение грамоте иногда провоцирует возникновение дисграфии и дислексии.) Происходит это в тех случаях, когда у ребенка еще не наступила психологическая готовность к такому обучению.
- Если у Вашего ребенка есть проблемы с памятью, вниманием.
- Смешение букв по оптическому сходству: б-п, т-п, а-о, е-з, д-у.
- Ошибки, вызванные нарушенным произношением, ребенок пишет то, что говорит: лека (река), суба(шуба).
- При нарушенном фонематическом восприятии смешиваются гласные о-у, ѐ-ю, согласные р-л, й-ль, парные звонкие и глухие согласные, свистящие и шипящие, звуки ц, ч, щ.Например: тыня(дыня), клёква(клюква).
- Пропуски букв, слогов, недописывание слов. Например: прта-парта, моко-молоко, весёлы(весёлый).
Дисграфия никогда не возникает "из ничего"! Работа по преодолению дисграфии должна начинаться не в школе, когда обнаружатся специфические ошибки на письме, а в дошкольном возрасте, задолго до начала обучения ребенка грамоте. Дети,страдающие дисграфией, нуждаются в специальной логопедической помощи, так как специфические ошибки письма не могут быть преодолены обычными школьными методами. Важно учитывать, что дисграфию значительно легче предупредить, чем устранить.
К мерам ранней профилактики дисграфии относится целенаправленное развитие у ребенка тех психических функций, которые необходимы для нормального овладения процессами письма и чтения.
А помочь компенсировать данное нарушение может учитель-логопед.
Занятия проводятся по определенной системе: используются различные речевые игры, разрезная или магнитная азбука для складывания слов, выделение грамматических элементов слов. Ребенок должен усвоить, как произносятся определенные звуки и какой букве при письме этот звук соответствует. Обычно логопед прибегает к противопоставлениям, “отрабатывая”, чем отличается твердое произношение от мягкого, глухое –от звонкого... Тренировка ведется путем повторения слов, диктанта, подбора слов по заданным звукам, анализа звуко-буквенного состава слов. Понятно, что используют наглядный материал, помогающий запомнить начертания букв: “О” напоминает обруч, Ж”–жука, “С” –полумесяц... Стремиться наращивать скорость чтения и письма не следует –ребенок должен основательно “почувствовать” отдельные звуки (буквы). Техника чтения – следующий этап упорной работы.
Психоневролог может помочь логопедическим занятиям, порекомендовав определенные стимулирующие, улучшающие память и обмен веществ мозга препараты. Главное –помнить, что дислексия и дисграфия –это состояния, для определения которых требуется тесное сотрудничество врача, логопеда и родителей.